(Виноградский Алексей Васильевич; 6.03.1766, Москва - 3.03.1819, там же), архиеп. Московский и Коломенский. Род. в семье священника. Учился в Перервинской ДС, слушал лекции в Московском ун-те. В 1787 г. окончил МДА. С 13 сент. 1787 г. учитель Перервинской ДС. С 9 сент. 1788 г. учитель риторики Троицкой ДС, где с 1 янв. 1792 г. занимал должность префекта и преподавателя философии. 17 янв. 1794 г. принял монашество. С 15 авг. 1795 г. ректор и учитель богословия в Троицкой ДС. 21 нояб. 1798 г. был возведен в сан архимандрита и получил в управление Ферапонтов Лужецкий мон-рь с сохранением должности ректора. В июле 1801 г. стал настоятелем Московского Богоявленского мон-ря, но по желанию митр. Московского и Коломенского Платона (Левшина) остался в Троице-Сергиевой лавре. С 1802 г. служил цензором в Московском духовном цензурном комитете, 25 дек. 1801 г. стал настоятелем Заиконоспасского мон-ря и ректором МДА. 7 февр. 1804 г. в Благовещенской ц. Александро-Невской лавры был рукоположен во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 13 июня 1811 г. управлял Московской епархией.
Во время Отечественной войны 1812 г. А. проявил себя как незаурядный организатор, патриот и добрый пастырь, воодушевлявший народ на отпор врагу. А. составил молитву об изгнании врагов, одобренную имп. Александром I и введенную в круг богослужения в Москве. По его указанию был установлен чудотворный Смоленский образ Божией Матери на поклонение народу в Успенском соборе Кремля. 14 авг. 1812 г. А. благословил московское земское ополчение, вручив хоругви; организовал крестные ходы с чудотворными Смоленской, Иверской и Владимирской иконами Божией Матери вокруг Кремля, Китай-города и Белого города, водосвятительный молебен в госпитале в Лефортовском дворце; принимал меры к сохранению церковных ризниц и отправке из Москвы Патриаршей б-ки, дел консистории и Синодальной конторы, помогал духовенству выехать из Москвы. По настоянию московского коменданта гр. Ф. В. Ростопчина А. в ночь на 2 сент. вместе с Владимирской и Иверской иконами Божией Матери уехал во Владимир, затем в Муром. После отступления французов А. 7 нояб. 1812 г. вернулся в Москву и сразу же приступил к восстановлению и освящению поруганных московских святынь и храмов; по поручению императрицы Марии Феодоровны раздавал пособия жителям Москвы, потерявшим имущество. Указом имп. Александра I от 28 дек. 1812 г. А. было повелено после смерти митр. Платона продолжать управление епархией и выделены средства для возобновления храмов и духовных уч-щ. 1 дек. 1812 г. А. освятил Покровский собор и Китай-город, 12 дек.- Белый город, 1 февр. 1813 г. был открыт Кремль освящением Архангельского собора. 30 авг. 1813 г. был освящен Успенский собор Кремля, наиболее пострадавший от французов. 3 марта 1813 г. А. открыл присутствие консистории, по его указанию 31 марта 1813 г. возобновились занятия в МДА. А. приветствовал вернувшееся московское ополчение, принял от него хоругви и установил их в Успенском соборе Кремля, ввел ежегодные поминовения погибших на Бородинском поле, благодарственный молебен и крестный ход всех московских сороков 11 окт.- в день оставления французами Москвы. К 1816 г. благодаря деятельности А. все московское духовенство было возвращено на свои приходы. 12 окт. 1817 г. на Воробьёвых горах состоялась закладка храма Христа Спасителя по обету, данному имп. Александром I, в благодарность за победу над французами. 30 авг. 1814 г. «за оказание услуги во время вторжения неприятеля в Москву и за успешное приведение духовной части в порядок» А. был возведен в сан архиепископа, назначен архимандритом ТСЛ, членом Святейшего Синода и управляющим Московской епархией. С 19 февр. 1818 г. архиепископ Московский и Коломенский. Умер от туберкулеза и похоронен по завещанию в Успенском соборе ТСЛ, у зап. ворот.
Большое внимание А. уделял духовному образованию, содействовал переводу МДА в ТСЛ (1814), передал Академии личную б-ку, присутствовал на выпуске 1-го курса МДА (27 авг. 1818). Участвовал в деятельности Библейского об-ва, будучи его вице-президентом, и являлся почетным членом ученых об-в при Московском ун-те (ОЛРС, Об-ва врачебных и физических наук) и Московской медико-хирургической академии.
А. обладал проницательным умом, чистым и теплым сердцем, был прямодушен, вспыльчив. Яркий проповедник, свободно изъяснялся на лат. языке и писал стихи, хорошо знал классическую лит-ру; получил наименование «второго Платона», а также «обновителя Московской Церкви и восстановителя ее святыни».